Аллергия на лекарства у детей

Лекарственные препараты довольно давно и прочно вошли в быт современных семей. И далеко не каждый родителей сегодня считает, что можно победить насморк без капель в нос, вылечить кашель без сиропов и микстур или же сбить температуру, не прибегая к помощи таблетки или чудодейственного порошка. Благодаря неустанным стараниям фармацевтической промышленности мы гораздо спокойнее стали относиться к болезням наших детей, зная, что средство от недуга непременно найдется и выздоровление состоится в кратчайшие сроки.

Однако нередко мамы и папы делятся с участковыми докторами или друг с другом не только положительными отзывами о лекарственных препаратах. Случается так, что организм ребенка отвечает на прием лекарственного средства … аллергией.

Аллергия на лекарства – разве такое бывает?

Как ни парадоксально, таблетки и сиропы, которые призваны лечить, иногда могут оказывать не совсем ожидаемое влияние на организм. В медицине подобное, хотя и не особо распространенное явление, носит название медикаментозной, или лекарственной, аллергии. Собственно лекарственной аллергией считается специфическая реакция иммунной системы на определенные лекарственные препараты.

Аллергия на лекарства – как она проявляется?

Не всякая реакция организма на предложенное ему лекарственное средство является аллергией. Существуют так называемые побочные действия препарата.

Проявление побочного эффекта связано с составом препарата и особенностью его действия. Поэтому производители препарата, предполагая, что определенный вид реакции (например, отечность, сонливость, тошнота, диарея и прочее) может появиться у большинства принимающих препарат больных, описывают состояния, возникновение которых считается типичным и закономерным, в прилагаемой к препарату инструкции.

В отличие от побочного действия, аллергия на лекарственное средство не является типичной и проявляется у различных пациентов по-разному. Может появиться покраснение кожи, сильный зуд, сыпь в виде красных выпуклых пятен, отеки губ и век, крапивница, аллергический насморк или конъюнктивит. У некоторых детей наблюдается свистящее дыхание и одышка - приступ астмы, хрипота и потеря голоса, возникающие из-за отека гортани. Самым тяжелым, но к счастью, предельно редко встречающимся, видом аллергической реакции на лекарственные средства считается анафилактический шок, который является следствием резкого снижения артериального давления.

Аллергическая реакция обычно проявляется быстро – уже через несколько минут после приема причинного лекарства.

Отчего бывает лекарственная аллергия?

У детей лекарственная аллергия встречается не часто. Причинами ее возникновения может являться целый ряд факторов, в числе которых основными являются наследственность и наличие других видов аллергии (например, аллергия на пыль, цветущие растения или различные виды пищевых продуктов). Это вид аллергии вызывает также длительное применение лекарственных средств или одновременный прием нескольких препаратов. В некоторых случаях аллергия на лекарственные средства может явиться осложнением при лечении какого-то заболевания.

Меня, как и, вероятно, преимущественное большинство родителей, очень волновал вопрос – какие же средства могут вызвать аллергию. Обратившись за консультацией к аллергологу нашей городской поликлиники, я была искренне удивлена, что, оказывается, причиной аллергии может стать абсолютно любой лекарственный препарат, независимо от его показаний и формы выпуска.

В большинстве случаев дети реагируют на антибиотики (особенно пенициллины), противоспалительные препараты, на обезболивающие средства. Участились случаи аллергии на витаминные комплексы. Например, «Аскорутин», назначаемый деткам в зимне-весенний период, считается хорошим средством для восполнения дефицита витамина С и Р. Известно, что аскорбиновая кислота водорастворима, то есть даже в случае передозировки излишки витамина должны легко выводиться водой, но, как сказала, врач, у нескольких детей в возрасте до 5 дет наблюдалась сыпь аллергического характера после приема этого препарата.

С кожными высыпаниями и зудом обращались к консультировавшему меня специалисту мама с 4-летней дочкой. Причиной реакции стал «Когитум» - препарат, назначенный неврологом для стабилизации психоэмоционального состояния ребенка. Если говорить конкретнее, то реакцию в этом конкретном случае спровоцировали входящие в состав препарата ароматические вещества.

Были также зарегистрированы единичные случаи проявления аллергии на витаминный сироп «Пиковит». В списке «прочих ингредиентов», указанных производителем, присутствуют сахароза, кислота лимонная, краситель красный, концентрат грейпфрутовый, концентрат апельсиновый, ароматизатор (масло апельсиновое), глюкоза. По словам нашего врача-аллерголога, любой из указанных компонентов может быть потенциальным возбудителем реакции у детей, склонных к аллергии или, например, имеющих аллергию на цитрусовые.

Еще один маленький пациент принимал, разумеется, по назначению врача и под маминым контролем, сироп от кашля «Эреспал». Ни назначавшая препарат педиатр, ни мама ребенка не знали, что мальчик унаследовал от бабушки пищевую аллергию на мед и прочие продукты пчеловодства. Ароматизирующий состав препарата с оттенками медового запаха вызвал у ребенка реакцию в виде крапивницы.

Что делать, если появилась аллергия на лекарство?

При появлении признаков реакции аллергического характера рекомендуется незамедлительно прекратить прием причинного лекарственного средства и обратиться к врачу. Важно помнить, что, появившись однажды, аллергия будет возникать каждый раз при приеме вызвавшего ее лекарства или же при использовании других лекарств, в которых содержится спровоцировавший реакцию компонент. Врач назначает обследование, которое позволит выявить, что именно в препарате стало причиной аллергии. На основании диагностических тестов аллерголог дает родителям ребенка рекомендации о возможности приема тех или иных лекарственных средств.

Как избежать аллергии на лекарственные средства?

Для предупреждения лекарственной аллергии необходимо отказаться от самолечения. Любые лекарства и даже витамины должен назначать врач, и назначать только в том случае, когда в приеме того или иного средства есть строгая необходимость. Не стоит допускать одновременного приема большого количества лекарственных препаратов.

Если у ребенка уже отмечалась аллергия, особенно лекарственная, врач должен относиться к назначению препаратов с особой осторожностью и наблюдать за маленьким пациентом, чтобы иметь возможность своевременно выявить первые признаки появления лекарственной аллергии. Данные об аллергических реакциях на лекарства должны четко фиксироваться в медицинской документации.

Чтобы выявленная однажды аллергия на лекарства не возникла снова, родители должны помнить, на какие из применяемых ранее средств у их ребенка проявлялась аллергическая реакция, и обязательно предупреждать об этом медицинских работников (например, если вы обратились не к участковому педиатру, а к врачам скорой помощи).

Нужно ли бояться аллергии на лекарства?